Юрий Болдырев о произволе, сговорах и их пресечении
Бессмертна фраза из легендарных «Трех тополей на Плющихе».
— Чай, не в Америке живем!
Остается добавить: и не в Японии, и не в Китае, и не в Норвегии…
Кто прав? Отцы-основатели
Так это что ж в Америке творится — почти месяц не могут договориться о бюджете. Парламент бюджет принял, а президент не подписывает. Политический кризис.
Более того: основные федеральные учреждения не работают.
Что было бы в такой ситуации у нас, если бы, допустим, вновь возник бы самостоятельный дееспособный парламент? Два варианта — оба уже апробированы или предусмотрены.
Вариант первый: торжество беззакония. Ну и что же, что по Конституции бюджет — прерогатива парламента, зато президент — всем начальникам начальник. Ведь назначал же президент Ельцин в 1994-м году, столкнувшись с несогласием Совета Федерации, своего человека на несуществующую должность «и.о. Генпрокурора», хотя назначение Генпрокурора, пусть и по представлению президента, но компетенция Совета Федерации. И тянулось это беззаконие затем целых полтора года. И остался президент Ельцин за это беззаконие безнаказанным.
Значит, что помешало бы и теперь президенту утвердить указом какой-нибудь «временный бюджет» (аналог «и.о. Генпрокурора») и по нему расходовать деньги по-своему, а не по воле народа и его представителей?
Вариант второй: торжество видимости закона. Такое в 90-е, когда наш парламент еще дерзал противостоять самовластию, было специально предусмотрено, и этим в критические моменты противостояния неоднократно запугивали депутатов. А именно: до тех пор, пока стороны — парламент и президент — не договорятся, правительство все равно осуществляет расходы, в соответствии с … бюджетом прошлого года — по 1/12 прошлогоднего годового бюджета ежемесячно.
В чем же здесь именно видимость законности? Это понятнее на примере США, где ничто подобное не допускается. Почему? Да потому, что у них принцип сменяемости власти не имитационный, а настоящий — насколько это только возможно в реальном человеческом сообществе. Соответственно, то, что делала предыдущая власть, в прежние годы, у них вовсе не считается по умолчанию верным, достойным продолжения.
Вы спросите: но ведь сейчас-то президент не менялся? Был Трамп — Трамп и остался? Зато сменился, хотя бы частично, субъект принятия бюджета — представляющий народ парламент.
И эта хотя бы частичная смена власти у них — не реже, чем раз в два года (каждые два года переизбирается треть Сената).
Скажете, что это все — и столь частые выборы, и противостояние Конгресса и президента — слишком сложно и дорого? Но не избавляет ли именно такая сложная и недешевая процедура от куда больших потерь из-за опасности своевольного и потому заведомо неэффективного (это я еще не говорю о прямом воровстве) расходования госресурсов?
Поэтому специально подчеркиваю: не вопрос для нас, кто здесь прав — президент или Конгресс. Это — их американское дело. Но, безусловно, правы те, кто создал и отстоял систему, в которой никто не может произвольно и бесконтрольно, вопреки представителю народа — парламенту, направлять и расходовать даже сравнительно небольшие госресурсы.
Россия — «щедрая душа»
То ли дело в России, где президент — всем начальникам начальник. Судите сами.
Цена спорного вопроса о стене на границе США с Мексикой — менее 6 млрд долл. Это в стране, где военный бюджет — около 700 млрд долл., а общие расходы федерального бюджета на три порядка больше спорной суммы — около 4,5 трлн.
У нас в России, где оборонный бюджет в пересчете — менее 50 млрд долл., а весь федеральный бюджет — около 250 млрд долл., истинная благодать. Как главный начальник скажет, так парламент и сделает.
Например, взялся главный начальник заснеженной северной страны провести зимнюю Олимпиаду 2014-го года в … субтропиках (Сочи) и потратить на это 12 млрд долл. — никто и не пикнул. Хотя, например, в сравнении с нашим оборонным бюджетом, это не мизерная одна сотая (как в примере со стеной в США), а целая четверть. В конечном же счете, по экспертным оценкам, эта Олимпиада обошлась государству (включая расходы госкорпораций и невозвратные кредиты госбанков) более чем в целый годовой оборонный бюджет — около 50 млрд долл.
Другой сопоставимый «щедрый» проект —
Свежие комментарии