Есть такой, в высшей степени благородный, и в высшей же степени утопический принцип: «каждый труд должен быть оплачен». Это попытка гуманистической философии и вероисповедания вторгнутся в экономику. Из принципа следует: отдал человек работе час, и получил почасовую оплату, два часа – две почасовых, и т.п. Вслушайтесь: «отдал – получил». Получается, что труд – это хлеб, который всегда с тобой. Если хочется покушать – начни трудится, и вкусишь всех благ… А что может человеку помешать начать трудится? Да ничего! Было бы желание! Что же получается, все бедные – просто лентяи и лодыри?!
Конечно же, нет. В том-то всё и дело, что труд сам по себе не является источником материальных благ, не даёт прибыли, не вырабатывает продукта. Хотя труд всегда с голодающим (бери да трудись!) – но очень часто голодающему просто НЕГДЕ работать.
Это не значит, что у него руки отрезали. Это значит, что от него отрезали те природные и инфраструктурные ресурсы, в приложении к которым труд производит блага. Без подключения к ресурсной базе труд не производит ничего и не значит ничего.
Поэтому и является абсолютной утопией принцип «каждый труд должен быть оплачен». Звучит красиво, а примените-ка на практике!
Сядет человек толочь воду в ступе: час толчёт, и вы ему уже должны рубль, два толчёт – и вы задолжали ему уже два рубля. Работа очевидна: мускулы напряжены, пот градом льётся, любой прибор зафиксирует физическую работу (движение, перемещение). Но общество, которое станет каждому толкарю воды в ступе платить почасовую, обанкротится.
С этим, кстати, во многом связаны были проблемы советской экономики: всеобщую занятость плановая экономика обеспечила, а всеобщую ПОЛЕЗНОСТЬ этой оплачиваемой занятости – нет.
Отсюда возникли проблемы и диспропорции в экономике. Если
Свежие комментарии