На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политновости

3 887 подписчиков

Свежие комментарии

  • Aleksandr Sobolev
    Похоже не досидел, царь то, не настоящий! Скоро узнаем. В следующем году. Мировому симитизму приходит конец! Судьба т...«Победят голодные...

США подрезали крылья МС-21, и взамен получили титан для Boeing

Контрсанкции РФ все больше напоминают театр абсурда

Санкции США против компании «Аэрокомпозит» не повлияют на сотрудничество госкорпорации «Ростех» и Boeing. Об этом 8 февраля заявил глава «Ростеха» Сергей Чемезов. «Никак не повлияют», — отрезал он, отвечая на вопрос журналистов.

Вот такой у нас, оказывается, несгибаемый «Ростех». Его бьют, а он крепчает. И никак не хочет побольнее двинуть США в ответ.

Поясним: под сотрудничеством с Boeing имеются в виду поставки титановой продукции, которые осуществляет российское «ВСМПО-Ависма». Оно традиционно экспортирует около 70% продукции, причем на США приходится около трети поставок. В июле 2017 года сообщалось, что Boeing закупает у «ВСПМО» около 35% необходимого титана.

Русский титан критически важен для американских авиастроителей. Недаром в придачу к совместному предприятию в Свердловской области Ural Boeing Manufacturing, которое производит титановые детали для американских самолетов, Boeing и «ВСМПО» осенью 2018 года открыли второй завод на территории РФ. На нем производят черновую механическую обработку титановых штамповок, используемых при сборке самолетов Boeing-737/777/787 Dreamliner.

Понятно, если бы Boeing — одна из крупнейших корпораций США, которая производит не только гражданские лайнеры, но и военную технику — остался без наших титановых штамповок, американцам пришлось бы несладко. Да, наверное, они бы выкрутились. В конце концов, в 2016 году, по данным USGS, США импортировали около 14,4 тыс. тонн титана, или 40% от своих потребностей, а раньше доля импорта достигала 71%.

Но на время, пока Boeing с фонарями искал бы по миру свободный титан, ему пришлось бы застопорить производство своих знаменитых Dreamliner. Нарваться на срыв контрактов, понести имиджевые убытки. Да и титан наверняка пришлось бы покупать втридорога.

Заметим, Госдума РФ еще в апреле 2018 года предлагала именно так ударить по Америке. Законопроект об ответных мерах на американские санкции среди прочего предлагал прекращение или приостановку сотрудничества РФ с США в области авиастроения. Но до этого не дошло: поставки титана оказались «священной коровой», несмотря на все санкции.

Зато США отнеслись к сотрудничеству с РФ в области авиастроения бестрепетно. Взяли и перекрыли нам поставки из Америки и Японии материалов для композитного «черного крыла» самолета МС-21- ключевого перспективного проекта в российском гражданском авиапроме. Речь идет о компонентах производства американской Hexcel и японской Toray Industries, которые нам теперь недоступны.

Плюс США ввели санкции в отношении ульяновской компании «Аэрокомпозит» — единственному в России заводу по производству силовых элементов конструкций и агрегатов для авиации из композиционных материалов. «Аэрокомпозит» мог бы — правда, далеко не сразу, и не без труда — изготовить отечественное композитное крыло для МС-21.

Напомним, МС-21 должен стать первым среднемагистральным самолетом, созданным в постсоветской России, а удлиненное композитное крыло — одним из его конкурентных преимуществ. Оно повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus. Сейчас готовы три опытных образца МС-21−300 с «американской» нитью, четвертый самолет в стадии сборки. Весь проект Счетная палата оценивала в 438 млрд. рублей.

Получается, США успешно торпедируют наше авиастроение, а мы в ответ заверяем американцев, что Boeing без русского титана не останется. Почему Кремль устраивает из войны санкций театр абсурда?

— Чтобы пойти на зеркальные меры в войне санкций, Кремлю не хватает политической воли, — считает депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — Это касается не только сферы авиастроения.

Можно вспомнить, например, как в конце 2016 года 35 сотрудников российского посольства в Вашингтоне и консульства в Сан-Франциско были объявлены США персонами нон грата. Кроме того, власти США приняли решение закрыть две загородные резиденции российских дипломатов — в Нью-Йорке и Мэриленде, которые принадлежали российскому посольству и представительству РФ при ООН.

МИД России тогда предлагал президенту Владимиру Путину выслать в ответ из страны 31 сотрудника посольства США и четырех сотрудников Генконсульства в Санкт-Петербурге. Однако Путин отказался, сказав, что «мы не будем опускаться до уровня кухонной, безответственной дипломатии».

Вместо зеркального ответа Путин пригласил «всех детей американских дипломатов» на новогоднюю елку в Кремль. А пресс-секретарь управделами президента поясняла, что дети американских дипломатов смогут посетить кремлевскую елку бесплатно.

Можно сказать, нас отхлестали по обеим щекам. Но российские власти сразу отвечать не стали и решили, что пойдут другим путем.

«СП»: — С титаном такая же ситуация?

— Немного другая, потому что поставки титана — это прежде всего серьезные деньги. «ВСМПО-Ависма» выпускает в год около 25 тыс. тонн продукции на более чем 88 млрд. рублей. По данным Forbes, заместитель председателя совета директоров корпорации Михаил Шелков — контролирующий акционер компании «Бизнес Альянс Компании», которой принадлежат 65,3% акций «ВСМПО-Ависма», и Шелкова тот же Forbes называет одним из ключевых сотрудников в команде Чемезова.

Куда идут деньги от продажи титана, помимо налогов в российский бюджет — вопрос философский. Но вот любопытный факт. Недавно СМИ сообщили, со ссылкой на расследование ФБК, что у главы «Ростеха» Сергея Чемезова якобы есть квартира площадью 1400 кв. м. Ее стоимость якобы составляет пять миллиардов рублей. Будто бы эта квартира находится в бывшем здании гостиницы «Москва» на Охотном ряду, и оформлена на супругу Чемезова — Екатерину Игнатову. Сам Чемезов эту информацию не прокомментировал.

Если предположить, что между поставками титана и квартирой с видом на Кремль есть какая-то связь, то получится, что прекращать поставки руководству «Ростеха» совсем не с руки.

«СП»: — То есть, элита в жестких контрсанкциях не заинтересована?

— В 2014 году, когда в ответ на «закон Димы Яковлева» российские власти запретили гражданам США усыновлять российских детей, популярный мем «бомбить Воронеж» (в августе 2008 года один из городских депутатов Воронежа произнес: «Сумма, выделенная на Южную Осетию, в три раза больше, чем вся Воронежская область получает за три года. Разбомбите лучше Воронеж, мы хоть дороги нормальные построим» — «СП») получил новое значение. Появилась шутка, что «в ответ на санкции президент отдал приказ бомбить Воронеж».

Нынешним бездействием, я считаю, власти тоже «бомбят Воронеж». Титан — один из немногих материалов, который еще пользуется устойчивым спросом на мировом рынке. Но ударить по его поставкам нельзя, поскольку это одновременно ударит по знаковым персонам в российской элите.

Чтобы решиться на реальные ответные меры США, у российского руководства, я считаю, не хватает ни духа, ни желания. И, к сожалению, нет никаких признаков, что ситуация будет меняться.

Андрей Полунин

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх