На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политновости

3 886 подписчиков

Свежие комментарии

  • Aleksandr Sobolev
    Похоже не досидел, царь то, не настоящий! Скоро узнаем. В следующем году. Мировому симитизму приходит конец! Судьба т...«Победят голодные...

Поздравление с днем России: о технологиях коррупции и их развитии

Технологии развиваются. Альтернативная энергетика, новые материалы и виды транспорта, информационные и биотехнологии – у всех своя специализация. У нас в стране это технологии коррупции, вывода народного богатства в частные карманы. Как следствие, с одной стороны дворцы и яхты, а с другой – массовая нищета, бедность.

Об отдельных скандалах или уголовных делах говорится часто, гораздо реже коррупция анализируется как явление. Несмотря на несводимость реальной жизни к простым классификациям, мной сделана попытка описать основные коррупционные схемы. Всего их предлагается выделить шесть – взятки, откаты, налоговые «схемы», отложенные обязательства, давление силовиков и «приватизация» госфункций.

Помимо своего рода теории, в первом приближении обозначена и относительно свежая тема. Речь о так называемом «профстандарте» – недавнем изобретении, которое уже в ближайшее время может привести к очередному росту цен и тарифов ЖКХ.

КОРРУПЦИЯ 1.0: ВЗЯТКИ

Хочет человек справиться с каким-то вопросом – платит должностному лицу или его представителю, который «решает» проблемы, зачастую искусственно и создаваемые. На низовом уровне явление становится все менее массовым. Инспекторы ГИБДД, работники приемных комиссий вузов, большинство рядовых чиновников – почти все, кто работает с обычными гражданами, стали действовать корректнее.

Сложнее предпринимателям, особенно тем, кто помельче и кому нужна земля или подключения к коммуникациям. Вариантов затянуть вопрос множество. Земельный рынок вроде стал прозрачнее. Вместо процедур типа «предварительного согласования» и «акта выбора» – аукционы. Осталось только на него вывести нужный земельный участок. А его, насколько я понимаю, могут поделить, объединить со смежным, заволокитить дело так, что потом придется год бегать по судам и приставам. В общем, вопрос «решается» не всегда сам собой. Еще один «особенный» рынок – добыча полезных ископаемых, особенно в части работы надзорных органов по обеспечению экологического законодательства (например, при утилизации нефтешламов).

Но это все проблемы бизнеса. Что касается обывателя, в его реальности бытовой коррупции в последние годы становится меньше. Поэтому, несмотря на раскрутку темы местными и федеральными общественниками и политиками, как показывают соцопросы (в том числе и те, которые я проводил сам и которым полностью доверяю), проблема коррупции как реально значимая и влияющая на обычную повседневную жизнь большинством не осознается. В целом же, есть мнение, что доступ к «кормушке» ограничили только тем, кто снизу бюрократической «пищевой цепочки». Кто сверху – там система координат и возможности совсем другие.

КОРРУПЦИЯ 2.0: РАСПИЛЫ И ОТКАТЫ

Если посмотреть в общем, в чем проблема взяток с точки зрения условного жулика? Приходится иметь дело с «чужими», и если «работать» даже через посредника, в любом случае могут «закрыть». Иное дело распилы и откаты. Здесь «спалиться» сложнее, работа идет со «своими» – к кому есть доверие, кто критически не заинтересован в ликвидации «схемы» или на кого есть мощные рычаги давления. Исключая десятки нюансов, в общем виде все просто: есть бюджет, через «своих» поставщиков или подрядчиков он осваивается по завышенным ценам или с низким качеством (работ, услуг или товара), часть полученной прибыли в качестве благодарности «откатывается» должностному лицу обратно.

Управляемое проведение торгов – целое искусство. Вот пример практики закупок пищевых продуктов по одной из школ Тюменской области: директор школы выставляет на торги десяток позиций, общая цена в силу конкуренции снижается, затем с победителем заключается контракт, где на некоторые позиции цена падает незначительно, а на некоторые (чтобы вписаться в общую цену контракта) – рушится почти до нуля. Это реальная цифра по одному из заключенных так договоров: цена кураги и урюка – всего 2 руб./кг. В то время, как остальные продукты контракта с высокой ценой закупаются, по этим аномально дешевым позициям фактических поставок нет. Оформляются же «непоставки» соглашением о расторжении контракта. Якобы ранее предусмотренные объемы просто не потребовались. Всё законно.

Еще большие «маневры» – в конкурсах с неценовыми критериями или при реализации имущества по договорам оценки (например, по 159-ФЗ). Еще участникам торгов могут выставляться требования, которые фактически может не исполнять только один контрагент, получающий тем самым колоссальное преимущество.

КОРРУПЦИЯ 3.0: НАЛОГОВЫЕ «СХЕМЫ»

В чем риски «распилов»? Бюджетные средства публичны, иногда их контролируют надзорные и правоохранительные органы, контрольно-счетные палаты, чиновники из враждебных группировок, депутаты, общественники или журналисты. Деньги двигаются по бюджетным строкам и специальным программам, большая их часть проходит через сайт госзакупок. Это движение более или менее реально отследить.

Сложнее отслеживать деньги, которых в бюджете как бы нет. Речь о налогах. В отличие от взяток и распилов, налоговые «темы» в публичную плоскость попадают редко. И в первом приближении система вроде бы работает. Сбор страховых взносов администрирует уже ФНС. По счет-фактурам отслеживается движение НДС по всей цепочке перепродаж, вводятся онлайн-кассы, создается система учета алкоголя. Налоговая инспекция все активнее проверяет юрлица на предмет сделок с «сомнительными» поставщиками. Оптимизация налогообложения, не попадающая под определение «уклонение от уплаты налогов» – целая отрасль. Эффективность работы власти подтверждается ростом «тарифа» на обналичку.

О каких схемах речь? Из того, что попало в публичную плоскость, можно вспомнить «дело Магнитского»: конторе, которая заплатила несколько миллиардов рублей налогов, сменили место нахождения юрлица, затем нарисовали миллиардные долговые обязательства перед сторонней компанией, и на основании этого обратились в налоговую за возмещением из бюджета «излишне уплаченных налогов». Если все в сговоре – схема работает.

Отдельного внимания заслуживает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – один из самых значимых налогов, который пополняет федеральный бюджет на триллионы рублей. НДПИ (см. главу 26 Налогового Кодекса РФ) содержит сразу несколько коэффициентов (степень сложности добычи нефти, степень выработанности конкретной залежи и т.д.), использование которых может если не обнулить, то кардинально в разы снизить налоговую ставку. Итак, поставили нефтяной корпорации одни коэффициенты – налог на сотни миллиардов, другие коэффициенты – на десятки. Подробнее на эту тему – в фильме-расследовании «Нефть 2017» на

(хронометраж c 42:05 по 47:55).

КОРРУПЦИЯ 4.0: ОТЛОЖЕННЫЕ ИСКИ

Итак, взятки, распилы бюджетов и налоговые схемы – темы разные. Но что их объединяет? То, что вывод денег «налево» происходит в конкретный момент времени, и если он зафиксирован – вполне реально отследить причинно-следственную связь с действиями вполне определенного должностного лица, как вариант, зафиксировать ущерб и привлечь к ответственности.

Стоит согласиться, условному жулику это обстоятельство вряд ли понравится. Конечно, не только, но в том числе и поэтому, на мой взгляд, бурное распространение получают так называемые инвестиционные проекты, договора концессии, различные формы государственно-частного партнерства. Или другой вариант – заключение обычных договоров, которые содержат в себе обязательства перед частной компанией, неисполнение которых при неких обстоятельствах грозит судебным решением с огромными убытками для бюджета. Для чиновника, который ставит подпись, схема безопасна. Доказать умысел и спустя несколько лет, когда эти убытки появляются, найти основание для возбуждения уголовного дела практически невозможно.

В этом контексте уместно вспомнить про крупную мостостроительную компанию, которая выиграла в одной из инстанций суд и продолжает бороться за получение из бюджета миллиардов рублей, а также одну известную в Новосибирске строительную фирму, которая совсем недавно выиграла у мэрии многомиллионный иск по договору многолетней давности.

Серьезные вопросы вызывают и концессионные соглашения по четвертому мосту (с обязательствами сначала порядка 90 млрд, а затем около 50 млрд) и мусоросортировочным комплексам (порядка 120 млрд). На эту тему есть множество публикаций: в обоих случаях есть высокая вероятность, что заявленную в документах выручку концессионер не получит и у бюджета возникнут обязательства на миллиарды рублей. Но возникнут они через несколько лет, когда ответственность за это никто нести не будет – ни политическую, ни юридическую. На сайте федерального информагентства «Регнум» (https://regnum.ru/news/society/2274745.html) проекту новосибирской «мусорной концессии» дана оценка, что «подобные факты граничат с экономическими преступлениями и должны быть рассмотрены компетентными органами».

Что еще во всей этой истории с отложенными исками важно? Что бюджетные средства по ним расходуются фактически мимо парламента (федерального, регионального, городского, районного или поселкового). Сама практика по своей сути нарушает принцип разделения властей и обнуляет одну из главных функций депутатов – утверждение бюджета. Схема получается такой: чиновник подписывает договор с некой компанией Х, потом условия договора со стороны власти не выполняются (уже не обязательно в силу ошибки или халатности, просто потому, что выполнить их в принципе невозможно), затем в соответствии с текстом договора это приводит к появлению финансовых обязательств бюджета, потом для принуждения к их выполнению компания Х идет в суд и выигрывает его, далее депутаты в соответствии с судебным решением вносят изменения в бюджет, выполняя уже исключительно формальную функцию.

КОРРУПЦИЯ 5.0: ДАВЛЕНИЕ СИЛОВИКОВ

Цитируем сайт «Российской газеты» (https://rg.ru/2015/12/03/prestuplenia-site.html): «Президент РФ Владимир Путин во время послания Федеральному Собранию в Георгиевском зале Кремля обратил внимание собравшихся на уголовную статистику по делам по экономическим преступлениям. «За 2014 год из почти 200 тысяч уголовных дел по так называемым экономическим составам до суда дошли лишь 46 тысяч, еще 15 тысяч дел развалились в суде. То есть приговором закончились 15% дел. При этом около 80% или даже 83% предпринимателей полностью или частично потеряли бизнес. То есть их попрессовали, обобрали и отпустили», - заявил глава государства».

Насколько мне известно, кардинально ситуация за последние два года не поменялась. Сейчас на повестке дня в Новосибирске возбуждение уголовного дела в отношении резидента новосибирского Технопарка, производящего очистители воздуха (http://nsk.sledcom.ru/news/item/1134982/). Я не знаком с основателем фирмы, не знаю деталей этой истории, соответственно, никакого мнения по ней иметь не могу. Я просто хочу зафиксировать: очень многие к этой ситуации и вообще к уголовным делам против предпринимателей относятся с недоверием, как к форме конкурентной борьбы, считая наличие «подвоха» как само собой разумеющееся.

КОРРУПЦИЯ 6.0: «ПРИВАТИЗАЦИЯ» ГОСФУНКЦИЙ

Итак, каждая следующая из технологий становится все более сложной и все менее очевидной. Тенденция последнего времени – создание усилиями законодательной или исполнительной власти неких искусственных отраслей или своего рода «рынков», посредством которых в частные карманы выводятся средства из экономики в целом или у отдельных граждан. В этой ситуации, «свои» конторы становятся не просто подрядчиками, поставщиками или «инвесторами», а уже элементами государственной инфраструктуры, в каком-то смысле слова становясь частью государства и выполняя его функции.

Самым ярким примером схемы такого типа является система «Платон». Некая компания получает право собирать деньги с сотен тысяч дальнобойщиков, перечисляет их государству, получая за свою работу миллиарды рублей. По сути, частная контора подменяет собой налоговую службу.

Менее глобальный пример – система эвакуации. Как она работает в Новосибирске? Инспекторы ГИБДД ездят по улицам вместе с эвакуаторами частной компании, выискивают авто, припаркованные с нарушением правил, и увозят их на штрафстоянку. Из неофициальных источников приходит информация о «суточном плане» на инспектора – 8-9 машин. Нарушителей, которые стоят во втором ряду и мешают движению, зачастую не штрафуют. Видимо, по логике, что нет смысла тратить время на авто, водитель которого находится в салоне и который не может быть эвакуирован. Получается, задача инспекции – не порядок на дорогах обеспечить, а выполнить «план продаж» частной компании? Эти сомнения подтверждаются еще и тем, что в разрешении ГИБДД на получение автомобиля со штрафстоянки с помощью эвакуатора (это нужно, когда машина не застрахована) указывается телефон этой самой конкретной фирмы, «предлагающей» свои услуги свыше 1700 руб., а не по 1000 руб., как можно договориться на открытом рынке.

Еще одна тема, по всей видимости, из этой же серии – Приказ Минсельхоза России от 22.04.2016 № 161 «Об утверждении Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету» (зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2016 № 42199). В этом перечне находятся не только крупный рогатый скот или свиньи, но и домашняя птица, рыбы и даже пчелы. Не удивлюсь, если при утверждении в очередной редакции порядка этой идентификации какая-то частная компания получит статус «оператора», а вместе с ним и колоссальный рынок, позволяющий собирать с селян деньги на ровном месте.

Однако все эти сюжеты, с системой «Платон», эвакуаторами и идентификацией животных, насколько я могу судить, «мелочи» в сравнении с так называемым профстандартом.

P.S. ПРОФСТАНДАРТ ДВОРНИКА И РОСТ ТАРИФОВ

Тема федеральная и уже получает развитие у нас. 25.05.2017 в правительстве Новосибирской области состоялся общественный совет при министерстве ЖКХ и энергетики. Обсуждали вопрос оценки квалификации работников ЖКХ. Чтобы, например, ее смог подтвердить дворник, управляющая компания или сам работник должны заплатить 6000-8000 рублей. На вопрос, в чем конкретно будет эта «аттестация» заключаться, внятного ответа от руководителя центра оценки квалификации получить не удалось. Необходимые нормы в законодательство уже внесены, есть постановление Правительства РФ, десятки других документов – правовая база интенсивно готовится. Когда процесс завершится, ожидается существенный рост тарифов, сами управляющие компании его оценивают в 1-2 рубля с квадрата.

В национальном реестре профессиональных стандартов (http://profstandart.rosmintrud.ru/) их уже несколько сотен. Есть профстандарт, например, для официантов. В нем, в частности, даже для помощника официанта указаны необходимые умения (в числе прочего это «соблюдать стандарты чистоты в зале питания», «протирать, полировать столовую посуду и приборы, наполнять приборы со специями, накрывать стол скатертью»), а также необходимые знания (например, «правил и техники уборки использованной посуды»).

Если, прикрываясь юридическими нормами и трудовой инспекцией, которая уже начинает штрафовать за несоответствия по отдельным профстандартам, центры оценки квалификации начнут собирать деньги для аттестации и этой категории работников, выполняющих очень значимую, но все же не самую квалифицированную работу, для тысяч предприятий это станет еще одним «налогом», для системы центров оценки квалификации – источником миллиардных доходов, а для обычных граждан – причиной для роста цен.

P.P.S. Возвращаясь к заголовку публикации, может возникнуть вопрос: а причем здесь день России? 12 июня 1990 года была принята декларация о государственном суверенитете России, по сути, независимости от СССР – страны, где тоже были свои серьезные недостатки, но в которой развивались совсем другие технологии. Однако мы живем в настоящем и должны понимать, что делать сейчас. Есть мнение, что противостоять системе коррупции, как бы пафосно это ни звучало, может только гражданское общество, что критически важно, организованное тоже как система. Как она может быть устроена и как должна работать – тема отдельных публикаций, комментариев в соцсетях и дискуссий. Приглашаю всех заинтересованных граждан принять участие.

Александр Бурмистров, депутат Горсовета Новосибирска

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх