На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политновости

3 886 подписчиков

Свежие комментарии

  • Aleksandr Sobolev
    Похоже не досидел, царь то, не настоящий! Скоро узнаем. В следующем году. Мировому симитизму приходит конец! Судьба т...«Победят голодные...

Владимир Миронов, декан философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: «За последние 15—20 лет понятие «образование» обесценилось»

Конкурс в вуз сегодня — понятие относительное

Сейчас на философском факультете работает приемная комиссия. В этом году увеличилось количество поданных заявлений в бакалавриат, общий конкурс составляет более 10 человек на одно место. Это немного больше, чем было 2016 и 2015 годах. Установлен своеобразный рекорд по количеству заявлений на отделение «Связи с общественностью и реклама» — 356. Конкурс на отделение философии — 5,9. На культурологию и религиоведение конкурс приблизительно в два раза ниже.

Показатели конкурса относительны, потому что абитуриент имеет право подавать заявления одновременно и на несколько других специальностей. Иногда бывают случаи, когда в самый последний момент абитуриент перекидывает документы на другой факультет. Часто такое решение принимает даже не он сам, а родители.

Надо иметь ввиду, что одним из последствий введения ЕГЭ стало своеобразное «высасывание» молодёжи из регионов, в которые после окончания вуза они не возвращаются. Кроме того, по прежнему сложно решается проблема с работой выпускников по своей специальности. Многие из этих проблем порождены реформой образования, которая длится в стране уже более 20 лет.

В чем причины этих проблем?

1. Критерий востребованности высшего образования — рынок

За последние 15—20 лет произошло не только обесценивание понятия «образование», но и была навязана идея, что критерий востребованности выпускника вуза — это рынок, а значит, и сам процесс образования должен отвечать запросам рынка.

На практике это вылилось в рост числа студентов, в том числе в сегменте негосударственных вузов. Так мы получили диспропорцию в подготовке специалистов в сторону экономического, юридического и управленческого профилей. Например, начиная с 1995 года прирост численности студентов вузов составлял от 7 до 15% ежегодно, опережая демографические показатели.

2. Платное высшее образование

В последние десятилетия платный сектор постоянно увеличивается. Общественному сознанию навязывается мнение, что эта тенденция общемировая. При этом в Европе, исключая Англию, высшее образование остается в основном бесплатным. Например, в Финляндии, считающейся по многим показателям лидером европейского образования, бесплатное высшее образование закреплено на законодательном уровне.

В ряде стран, например в Швеции или Китае, система платного образования вводилась постепенно и плата за обучение была незначительной. Например, в Германии она составляла порядка 1000 Евро, а затем, лет пять назад, платное образование в Германии как массовое было отменено. При этом развита система льгот, которая освобождает студента от оплаты в случае выбора непопулярной, но востребованной государством профессии. А у нас в какой-то момент реформирование структуры образования пошло по коммерческому варианту, неизменно понижая качество образования в целом.

3. ЕГЭ—ГИФО

Мнение, что развитию системы образования в стране мешает коррупция, привело в своё время к идее введения механизма ЕГЭ—ГИФО. Модель была призвана изменить систему финансирования, создать условия для того, чтобы вузы начали бороться за абитуриентов. По результатам ЕГЭ должно было осуществляться подушевое финансирование.

Однако механизм не сработал, ГИФО отменили, а от системы остался только ЕГЭ. Обществу снова навязали идею о том, что ЕГЭ является мировой практикой. Но в чистом виде ЕГЭ как единственное условие поступления в вузы сегодня сохраняется в немногих странах.

4. Болонский процесс

Вступление России в Болонский процесс означало переход к единой для всего европейского образовательного пространства модели. На деле все не столь безобидно, ведь в рамках этого процесса студент становится подростком, которого надо вести за руку. Болонский процесс упрощает, делает высшее образование более массовым, что совершенно логично: более массовое — это более простое, менее качественное. Почти все страны, перешедшие на эту систему, столкнулись с проблемой качества образования и стали отказываться от целого ряда пунктов его реализации.

5. Недопустимо низкая оплата труда профессорско-преподавательского состава и учительского труда

В России в сфере образования заняты около 40 миллионов человек, число преподавателей вузов — более 300 тысяч человек. Эта тема вообще долго выпадала из проводящейся реформы образования, и только в последние годы стал заметен позитивный сдвиг.

Подводя итоги, можно сказать, что реформа образования в нашей стране не была подготовлена теоретически, не прошла апробацию научного и преподавательского сообщества и была обречена на провал. Но специфика российского реформирования — в постоянном чередовании реформ и контрреформ. Некоторое смягчение уже произошло, когда были выделены университеты, которым разрешили принимать дополнительные экзамены, когда важное место в отборе абитуриентов заняли олимпиады. Возможно, в будущем абитуриенту предоставят право выбора формы поступления — по ЕГЭ или на основании другой формы. Одним словом, надежда на позитивный сценарий есть, но он может развиваться не так быстро, как нам хотелось бы.

Владимир Миронов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх