На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политновости

3 887 подписчиков

Свежие комментарии

  • Aleksandr Sobolev
    Похоже не досидел, царь то, не настоящий! Скоро узнаем. В следующем году. Мировому симитизму приходит конец! Судьба т...«Победят голодные...

Притуплять постоянно растущее социальное напряжение

Первым эксплуататорским обществом в истории было рабовладельческое общество. Основными классами рабовладельческого общества были рабовладельцы и рабы. Раб находился в личной зависимости от рабовладельца; отношения между рабовладельцем и рабом строились на началах непосредственного господства и подчинения.

Специфической особенностью рабовладельческого общества было то, что в нём не только земля и орудия труда, но и трудящийся √ раб был собственностью рабовладельца. Отсюда вытекало и специфическое соединение рабочей силы раба со средствами производства: рабовладельческое производство осуществлялось прямым принуждением к труду раба. Присвоение рабовладельцем продукта чужого труда осуществлялось в наиболее обнаженной форме √ в форме прямого изъятия продукта у раба. Здесь деньги никак не характеризуют производственные, т.е. экономические, отношения зависимости между рабом и рабовладельцем. Здесь эксплуатация осуществляется внеэкономическим, т.е. насильственным, принуждением к труду.

Для того чтобы работать, раб, разумеется, должен жить. Поэтому некоторая часть продуктов труда раба шла на его содержание в качестве необходимого продукта, которым обеспечивалось воспроизводство его рабочей силы. Другая часть, заключавшая избыток над необходимым продуктом, шла на удовлетворение всевозможных потребностей рабовладельца и являлась прибавочным продуктом. Отсюда следует, что и само рабочее время раба распадалось на необходимое и прибавочное время, или, говоря иначе, его труд разделялся на необходимый и прибавочный труд.

Рабовладельческая форма присвоения продуктов труда предопределяла и господство натурального хозяйства, т.е. такого хозяйства, при котором продукты труда потребляются в рамках того же хозяйства, где они произведены.

Вторым эксплуататорским обществом в истории было феодальное общество. Основными классами феодального общества были помещики и крепостные крестьяне. Здесь, как и в рабовладельческом обществе, крепостной находился в личной зависимости от помещика; отношения между помещиком и крепостным крестьянином строились на началах непосредственного господства и подчинения. Вместе с тем положение крепостного крестьянина несколько отличалось от положения раба. Крепостной крестьянин, в отличие от раба, не был собственностью помещика. Крепостной крестьянин был подчинён помещику тем, что он был непосредственно привязан к клочку земли, который являлся собственностью помещика. За пользование этим клочком земли крепостной отдавал помещику часть продуктов своего труда или выполнял ряд работ в пользу помещика. Отсюда, из двойственного положения крепостного крестьянина, следует, что присвоение помещиком продуктов труда крепостного крестьянина осуществлялось на основе сочетания прямого и экономического принуждения к труду. Но как бы ни видоизменились, ни смягчились отношения между помещиком и крепостным крестьянином, присвоение помещиком продукта чужого труда, как и в рабовладельческом обществе, осуществлялось в открытой форме √ в форме прямого изъятия продукта у крепостного крестьянина. Здесь деньги никак не характеризуют производственные, т.е. экономические, отношения зависимости между крепостным крестьянином и помещиком.

В первый период существования феодализма полностью господствовало натуральное хозяйство. Крепостные крестьяне производили в основном всё, что необходимо как помещику, так и им самим. Производство товаров здесь не являлось господствующей формой производства. Во второй же, более поздний период, начинает всё более развиваться товарное производство, которое, по мере своего развития, приводит к экономическому расслоению товаропроизводителей, т.е. выделению, с одной стороны, массы беднеющих людей, с другой √ небольшой, группы богатеющих людей.

Экономическое расслоение товаропроизводителей происходит следующим образом. Различные товаропроизводители затрачивают разное количество времени на производство одних и тех же товаров. Это зависит от различий в орудиях труда, силе, ловкости, искусства производителей. Однако стоимость товара определяют не индивидуальные затраты труда различных товаропроизводителей, а общественно необходимые затраты труда. Поэтому на рынке одинаковые товары продаются по одинаковой цене независимо от фактических различий в условиях труда отдельных товаропроизводителей. И товаропроизводители, у которых индивидуальные затраты труда вследствие худших условий производства выше средних, при продаже своих товаров покрывают лишь часть этих затрат и разоряются, в то время как те, у которых индивидуальные затраты труда благодаря лучшим условиям производства ниже средних, при продаже своих товаров оказываются в выгодном положении и богатеют. Это усиливает конкуренцию. Происходит расслоение товаропроизводителей. Незначительная часть богатеет, накапливает в своих руках огромные денежные средства, становится владельцем предприятий. Большинство же из них разоряется, лишается средств производства, а следовательно, и средств существования.

Возникает странное общественное явление. С одной стороны, появляются свободные люди, которые монополизируют все средства производства и все средства существования, но в то же время, как и феодалы, сами не работают. С другой стороны, появляются также свободные люди, существование которых, однако, никак не обеспечено именно в силу того, что они лишены средств производства и средств существования (при рабстве и феодализме существование раба и крепостного, каким бы жалким оно ни было, обеспечено уже тем, что раб является собственностью рабовладельца, а крепостной находится под защитой помещика). Наконец, владельцы предприятий ведут своё хозяйство так, чтобы производить для рынка, √ что фактически означает, что всё большая часть населения приобретает средства существования посредством денег. В результате всего этого масса людей, будучи лично свободными, но, не имея денег, средств производства и средств существования, вынуждены наниматься на работу к владельцам предприятий для того, чтобы получить от них деньги и на них купить средства существования. А наём рабочего владельцем предприятия есть не что иное, как покупка-продажа рабочей силы: рабочий продаёт свою рабочую силу, владелец предприятия её покупает. Так рабочая сила человека становится товаром. Так появляются капиталисты √ покупатели, владеющие деньгами, средствами производства и средствами существования, и наёмные рабочие √ продавцы, которым нечего продавать, кроме своей рабочей силы, своих рабочих рук и головы.

Появление капиталистов и наёмных рабочих возвещает появление особой эпохи √ эпохи капитализма. Капитализм производит полный переворот в прежних общественных отношениях. Этот переворот заключается в том, что открыто насильственная эксплуатация, существовавшая в рабовладельческом и феодальном обществах, в капиталистическом обществе маскируется тем, что рабочая сила человека становится таким же товаром, как и продукты труда.

В условиях капиталистического общества на рынке наряду с обычными товаровладельцами встречаются два очень различных вида товаровладельцев √ капиталист и рабочий: рабочий продаёт свою рабочую силу, а капиталист её покупает. Внешне эта сделка купли-продажи рабочей силы выступает как простая сделка между свободными, юридически равными товаровладельцами, а труд наёмного рабочего выступает как добровольный труд. На самом деле за формальным и видимым «равенством» этих товаровладельцев скрывается их действительное неравенство. Здесь противостоят друг другу не простой покупатель и не простой продавец, а выступают, с одной стороны, капиталист √ владелец денег, средств производства и средств существования и, с другой √ рабочий, лишённый денег, средств производства и средств существования. Уже этот простой факт показывает, что рабочий продаёт свою рабочую силу капиталисту не по доброй воле, как это изображают буржуазные экономисты. Наоборот, не имея денег, средств производства и средств существования, рабочий, чтобы не умереть с голоду, вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту, и, по существу, его труд является принудительным трудом. Принудительный характер наёмного труда маскируется именно тем, что между капиталистом и наёмным рабочим заключается акт купли и продажи рабочей силы как между свободными, юридически равными товаровладельцами. Отсюда следует, что в капиталистическом обществе деньги, как общественное отношение, содержат в себе отношение зависимости между капиталистом и наёмным рабочим, выражающее экономическую зависимость наёмного рабочего от капиталиста. Таким образом, в капиталистическом обществе деньги приобретают особое классовое значение, становятся в руках капиталистов орудием эксплуатации наёмного рабочего.

В условиях рабовладельческого и феодального обществ труд рабов или крепостных крестьян был открыто насильственным. Присвоение рабовладельцем или помещиком продукта чужого труда осуществлялось в наиболее обнажённой форме √ в форме прямого изъятия продукта у производителя. В то время оно и не могло быть иным. Наоборот, в условиях капитализма, когда все лично свободны и когда, следовательно, каждый может взять в руки оружие, прямое насильственное принуждение к труду просто немыслимо. При современной капиталистической общественной жизни всякие попытки насильственного принуждения к труду, прямого присвоения продуктов чужого труда неизбежно влекут за собой прямое лобовое столкновение между капиталистами и рабочим классом, в результате которого будет уничтожен капитализм; это доказала Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года. Вместе с тем деньги √ создают иллюзию лёгкого обогащения, которая (иллюзия) становится ловушкой для огромной трудящейся бедняцкой массы. Яркий пример этого √ потребительские кредиты, которыми действительные собственники денег √ олигархи (крупные капиталисты) закабалили десятки миллионов трудящихся.

Перевод всех общественных отношений в денежные отношения есть единственная безопасная форма эксплуатации рабочего класса капиталистами. И именно поэтому капиталисты и их прихлебатели √ буржуазные экономисты √ с маниакальным упорством внушают обществу, что все предметы потребления как данные природой, так и производимые исключительно рабочим классом должны обязательно распределяться при помощи денег.

Теперь, после того, как мы выяснили, что то маниакальное упорство, с каким буржуазные экономисты навязывают обществу ложное представление, что без денег невозможно распределять общественные продукты как для производительного, так и для личного потребления, диктуется паразитическими потребностями капиталистов жить счёт рабочего класса, эксплуатировать его, √ теперь, рассмотрим, в самых общих чертах, как осуществляется единственно безопасный способ эксплуатации рабочего класса не только для капиталистов, но и для прочих паразитов √ капиталистическую эксплуатацию.

Итак, в капиталистическом обществе не только продукты труда, но и рабочая сила является товаром. Как и всякий другой товар, рабочая сила продаётся по определённой цене, в основе которой лежит стоимость этого товара. Какова эта стоимость?

Стоимость рабочей силы, как и стоимость любого другого товара, определяется рабочим временем, общественно необходимым для производства и воспроизводства товара рабочая сила. Но рабочая сила отличается от других товаров тем, что она существует только как способность живого индивидуума, √ она неотделима от рабочего. Следовательно, воспроизводство рабочей силы сводится к поддержанию жизни самого рабочего, а для этого он должен иметь средства существования (пищу, одежду, обувь, жилище и т.д.). Таким образом, стоимость рабочей силы есть стоимость средств существования, для поддержания жизни её владельца и его семьи.

Далее, рабочие √ носители рабочей силы √ смертны. На место выбывших рабочих должна встать смена, новое поколение пролетариата. Следовательно, в стоимость рабочей силы рабочего должна входить и стоимость средств существования членов его семьи.

Наконец, капиталисты нуждаются не только в необученных, но и в квалифицированных рабочих. Поэтому в стоимость рабочей силы входит также известный минимум затрат на обучение подрастающих поколений рабочего класса.

Из всего этого вытекает, что стоимость товара рабочая сила равна стоимости средств существования, необходимых для содержания рабочего и его семьи.

Итак, покупая рабочую силу рабочего по её стоимости, капиталист, как и все другие покупатели, приобрел право потреблять купленный товар, пользоваться им. Отсюда следует, что рабочая сила, как и всякий другой товар, имеет и потребительную стоимость. Что же такое потребительная стоимость товара рабочая сила, в чём она заключается?

Потребительная стоимость всякого товара, как известно, заключается в его способности удовлетворять ту или иную потребность покупателя. При этом потребительная стоимость реализуется в процессе её потребления. Капиталист потребляет рабочую силу в процессе производства, заставляя её владельца работать. Но рабочая сила в отличие от других товаров в процессе её потребления не исчезает, а создаёт товары, новую стоимость.

С другой стороны, то обстоятельство, что для поддержания жизни рабочего в течение 24 часов достаточно половины рабочего дня, даже меньше половины рабочего дня, √ что очевидно само собой, √ нисколько не препятствует тому, чтобы рабочий работал целый день. Следовательно, стоимость рабочей силы и стоимость, создаваемая в процессе её потребления суть две различные величины. Капиталист, покупая рабочую силу, имеет в виду это различие стоимости. И он действует.

Приступая к делу, капиталист закупает необходимые для производства средства производства. А затем он нанимает рабочих, и на предприятии начинается процесс производства. Когда товар готов, капиталист продаёт его. Стоимость готового товара включает в себя: во-первых, стоимость израсходованных средств производства; во вторых новую стоимость, созданную трудом рабочих на данном предприятии.

Что представляет собой эта новая стоимость?

Предположим, что час простого среднего труда создаёт стоимость равную 1 доллару, а дневная стоимость рабочей силы равна 4 долларам. В таком случае для возмещения дневной стоимости своей рабочей силы рабочий должен трудиться в течение 4 часов. Но я, √ говорит капиталист, √ купил силу рабочего не на четыре часа, а на целый день, и поэтому он заставляет рабочего работать не 4, а, скажем, 8 часов. В течение этих 8 часов рабочий создаёт стоимость в 8 долларов, между тем как стоимость его рабочей силы равна 4 долларам. Таким образом, капиталист, затратив на наём рабочего 4 доллара, получает созданную трудом рабочего стоимость, равную 8 долларам. Капиталист возвращает себе первоначально авансированные деньги с приращением, или избытком, равным 4 долларам. Это приращение составляет прибавочную стоимость, которая ничего не стоит капиталисту, но всё же идёт в его карман.

Итак, капиталист покупает на рынке средства производства и рабочую силу по их стоимости, продаёт произведённые рабочим новые товары по стоимости и получает при этом избыток стоимости √ прибавочную стоимость, которую он присваивает без оплаты. Весь процесс эксплуатации рабочего капиталистом, т.е. безвозмездное присвоение капиталистом части стоимости товара (прибавочной стоимости), созданной рабочим, осуществляется чисто экономическим путём, т.е. без какого-либо насилия.

Но это ещё не всё. Как уже было сказано, деньги превратились в средство эксплуатации ещё до капитализма. Уже в рабовладельческом обществе купец и ростовщик паразитически включались в обмен между простыми товаропроизводителями, и, таким образом, наживались: первый на разнице между покупной и продажной цене предметов потребления, а второй √ на торговле деньгами вообще. Это √ чистый паразитизм, т.е. паразитизм, основанный на перераспределении уже созданного чужим трудом продукта √ продукта раба. Но производительность рабского труда была настолько низка, что паразитизм, в чистом виде, в это время был незначителен. В это время эксплуатация, главным образом, осуществлялась на основе прямого насильственного изъятия продукта у производителя √ раба.

Положение дел резко меняется с возникновением капитализма. Так как по внешности денег нельзя узнать, что именно в них превратилось, то в условиях капитализма в деньги превращается всё: как товары, так и не товары. Всё делается предметом купли-продажи, даже такие вещи, как совесть, добродетель, достоинство, любовь, знание, убеждение. Отсюда возможность превращения в чистых паразитов значительного числа людей, которые живут и обогащаются тем, что превращают в товар не только «воздух», но и мораль и нравственность. Но для этого требуется достаточно высокое развитие общественной производительности труда, которое впервые достигается именно при капитализме. Капитализм предполагает сравнительно высокий уровень производительности труда, при которой наёмный рабочий создаёт прибавочную стоимость, которая в разы превышает стоимость его рабочей силы; уже в то время, когда К. Маркс создавал теорию прибавочной стоимости, норма прибыли составляла все 100 процентов. Эта высокая прибавочная стоимость, создаваемая исключительно трудом промышленных и сельских наёмных рабочих, и является материальным базисом, который и позволяет определённой части капиталистического общества паразитировать на продаже всего и вся. Говоря другими словами, при капитализме значительное число людей, вообще не участвуя в общественно полезном труде, живёт только тем, что продаёт «воздух», мораль и нравственность за деньги, затем на эти деньги покупает дворцы, дачи, автомобили, яхты, самолёты и т.д.

Это, во-первых, биржевые спекулянты, наживающиеся на спекуляции всевозможными «ценными бумагами», и мошенники, наживающиеся на совершение всевозможных фиктивных сделок.

Во-вторых, это рекламщики (особенно, так называемые, элитные артисты и спортсмены) и светские шлюхи и педерасты, шуты с депутатскими мандатами и с министерскими портфелями, которые никак не способствуют развитию производства материальных предметов потребления, а, наоборот, с одной стороны, как паразит, присасываются к нему, доводят до жалкого состояния, а с другой √ дебилизируют трудовой народ.

В третьих, это всякие религиозные деятели, которые религиозной пропагандой внушают трудовому народу скотскую покорность капиталистическим порядкам.

В третьих, это всевозможные шоумены, которые «делают деньги» на том, что отвлекают трудовой народ от борьбы против капитализма на обсуждение всякой чепухи.

Наконец, это «известные экономисты и политики», «эксперты», «аналитики», «омбудсмены», «борцы» с коррупцией, «глобальным потеплением», борцы «за права человека» и т.д., одним словом, √ оплачиваемые как государством, так и крупными капиталистами мошенники, задача которых заключается в том, чтобы притуплять постоянно растущее социальное напряжение, выпускать пар из бурлящего социального котла.

 

Рафик Кулиев

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх