На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политновости

3 886 подписчиков

Свежие комментарии

  • Aleksandr Sobolev
    Похоже не досидел, царь то, не настоящий! Скоро узнаем. В следующем году. Мировому симитизму приходит конец! Судьба т...«Победят голодные...

В бунтующий Волоколамск скорее введут спецвойска, чем решат проблему

Ситуация вокруг мусорного полигона «Ядрово» близка к критической точке невозврата

Прошло совсем немного времени с того момента, как несколько десятков волоколамский детей в одночасье отравились газом, выброшенным из недр расположенного неподалеку полигона бытовых отходов «Ядрово». На первых порах областные власти, с абсолютным, как принято сейчас говорить, «покерфейсом», делали заявления в духе чеховского Василия Семи-Булатова — «никаких выбросов не может быть потому, что этого не может быть никогда». Однако вскоре в город по их распоряжению прибыла бригада узких специалистов для обследования населения, пострадавшим начали оформлять путевки в лагеря отдыха, а поставленный вместо оперативно снятого глава района заявил, что призовет к ответу всех ответственных за этот случай, что фактически можно приравнять к признанию проблемы.

Но прошло еще несколько дней, и власти, посчитав, видимо, что инцидент исчерпан, расслабились. «Спецпредставитель губернатора Московской области по вопросам экологии Александр Чупраков, который перед телекамерами красиво разводил руками и показывал прославившейся своим жестом в адрес губернатора Андрея Воробьева „протестной девочке“, где именно тут будут цвести розы, а где фиалки, уехал обратно в Москву, как и другие срочно прибывшие к нам ответственные лица, а мы вновь остались один на один со своими проблемами», — сообщили корреспонденту «СП» жители города.

«СП»: — С какими же проблемами вы остались?

— Сначала нам говорили, — рассказывает Владимир Хохлачев, — что нужно довезти сюда «всего лишь» 70 тысяч тонн отходов, которые просто необходимы для формирования купола полигона, после чего можно будет приступать к его дегазации. Однако сейчас нам говорят уже о том, что «Ядрово» должно принять уже как минимум еще 300 тысяч тонн мусора. Мол, только после этого к работам на полигоне могут приступить голландцы, которые пока отказываются здесь появляться. А это, на минуточку, почти 20 тысяч пятнадцатитонных КамАЗов!

«СП»: — То есть сейчас их там нет? Ведь губернатор Московской области заявлял о том, что все необходимые контракты на сумму свыше 120 миллионов рублей уже заключены.

— Да никого там нет. Ни шатко ни валко пересыпают тут грунтом, но это делают штатные сотрудники полигона. Ну еще откачивают фильтрат, только вот проблема в том, что его попросту некуда везти, так что он по-прежнему остается здесь. А что касается контрактов с голландцами, тут такая странная история. Сколько активисты ни просили публично продемонстрировать эти самые контракты или хотя бы обнародовать название компании, с которой они заключались, никто этого так и не сделал. Плавно, как говорится, «съезжают с темы». У нас вообще складывается полное ощущение, что на самом деле никаких контрактов и в помине нет. Именно поэтому, кстати, мы и отделились от штаба по ликвидации чрезвычайной ситуации на полигоне, куда, помимо Александра Чупракова, входила еще и глава совета при губернаторе Подмосковья по развитию гражданского общества и правам человека Марина Юденич. А не потому, что, как пишут некоторые СМИ, хотим все делать сами.

«СП»: — Хорошо, а обещанная губернатором помощь жителям близлежащих домов? Хоть что-то властями делается?

— Ну, можно сказать и так, — с изрядной долей сарказма делится впечатлениями Ирина Моргунова. — Однажды вот респираторы раздали, целых 700 штук. А вообще нас тут на днях психами назвали. И сделал это не абы кто, а первый замминистра здравоохранения Московской области Владимир Ющук. Он заявил — народу из-за запаха кажется, что идет отравление, поэтому развивается паника. А на самом деле, дескать, свалка на здоровье никак не влияет.

Но, как известно, дыма без огня не бывает, и коль скоро жители ощущают плохой запах, значит, сероводород в определенных концентрациях в воздухе все же присутствует. «СП» поинтересовалась у экспертов в области химии, насколько опасна для здоровья такая среда и к каким последствиям может привести длительное пребывание в ней.

— Безусловно, любое отравление химическим веществом сказывается не только на поколении, которое живет сейчас, но и на последующих безусловно тоже, — поделился соображениями на этот счет генеральный директор «Национального центра инноваций», выпускник военной кафедры радиационной, химической и биологической защиты химфака МГУ Денис Лосев. — Признаки же конкретно сероводородного отравления проявляются очень быстро. Если вдыхать его достаточно долгое время, есть вероятность и летального исхода.

При этом, особо уточнил эксперт, достаточно даже того, что этот насыщенность воздуха этим газом просто вплотную приближается к пиковым показателям, не превышая их. Кроме того, ситуацию усугубляют еще и щелочь с парами ртути, которые выделяются из утилизируемых в общей куче батарейках и люминесцентных лампах.

В этом свете весьма показательным выглядит тот факт, что МЧС и чиновники администрации так и не ввели режим чрезвычайной ситуации в регионе, ссылаясь на то, что во взятых ими пробах превышения предельно допустимых концентраций не было обнаружено, тогда как независимая экспертиза, проведенная по инициативе волоколамских активистов, показала превышение концентрации сероводорода в воздухе в 78 раз!

Между тем поток обращений детей и взрослых в центральную городскую больницу не прекращается. Симптомы все как под копирку — першение в горле, сыпь на коже, головокружение, рвота, носовое кровотечение. Однако врачи, в том числе и присланные в город по распоряжению губернатора, упоминая их, указывают в качестве диагноза все, что угодно — гипотиреоз, ОРВИ, аллергические реакции на неизвестный раздражитель, но используемого на первых порах словосочетания «отравление свалочным газом» избегают как огня. Интересно, что ставить, как положено, на медицинском документе личные печати доктора под разными предлогами отказываются, предпочитая «лепить» туда нейтральный штамп «для справок» (копии некоторых подобных документов имеются в распоряжении редакции «СП»).

— Кстати, несколько дней назад мы получили на руки результаты пробы воздуха около полигона, — рассказывает Ирина Моргунов. — И показали ее химикам. Так вот они подчеркнули, что многие элементы, которые указаны в данном документе, присутствовать в воздухе не должны в принципе.

На фото: вот такие медсправки выдают жителям Волоколамска (Фото: автора)

Видя, что ситуация с полигоном, несмотря на бодрые рапорты областных чиновников всех уровней и рангов о том, что «все находится под контролем, а неотложные меры принимаются», в корне не меняется, на одном из заседаний городского совета депутатов уважаемыми представителями местного бизнес-сообщества была озвучена мысль — попросить Министерство обороны ввести в город войска химзащиты (видеозапись имеется в распоряжении автора материала). Поскольку только эти воинские подразделения, обладая всеми необходимыми материально-техническими ресурсами и опытом в решении подобных задач, способны решить проблему полигона в сжатые сроки и с определенными гарантиями. Действия же каких бы то ни было иных компаний и фирм приведут к тому, что «Ядрово» в итоге превратится в «долгоиграющий Чернобыль», поскольку точно определить, что именно скрывается под многометровыми навалами мусора, а тем более — как оно себя поведет, вырвавшись, словно джинн из бутылки, на свободу через пробуренные скважины, никто из гражданских специалистов не в состоянии.

На фото: анализ воздуха около полигона с пометками химика (Фото: автора)

Правда, столь кардинальное предложение так и не было одобрено. В итоге 1 апреля озлобленные люди вышли на митинг, требуя немедленно и полностью закрыть полигон. По разным подсчетам, число участников этого мероприятия превысило 6 тысяч человек. Вероятно, опасаясь повторения сценария 21 марта, к месту проведения митинга были подтянуты подразделения полиции, а накануне над городом барражировали военные вертолеты. Кроме того, в отношении некоторых активистов были предприняты превентивные меры. В частности, накануне митинга был задержан Артем Любимов. Формальный повод — неповиновение сотрудникам полиции. Сразу после митинга, на котором, кроме местных депутатов и главы города чиновников более высокого ранга замечено не было, активисты организовали автопробег Волоколамск-Москва, призванный привлечь внимание к «Ядрову» федеральных властей. Он был также оперативно пресечен — два раза не нарушающих правил дорожного движения автомобилистов загоняли в парковочные карманы, после чего также задержали порядка двух десятков его участников, и среди них — предпринимателя Андрея Жданова. Кстати, именно в этот день, по словам митинговавших, сероводород в воздухе был особенно ощутим. Некоторые из них даже задавались вопросом — а не пробили ли к этому времени в теле полигона специально несколько лишних скважин с расчетом на то, что усиление запаха отпугнет многих участников?

Губернатор Андрей Воробьев, к которому у участников этих двух первоапрельских мероприятий было очень много вопросов, прибыл в Волоколамск только 2 апреля. И сразу же заявил, что долгожданные голландцы прибудут в «Ядрово» уже третьего апреля, еще через две недели старую карту полигона закроют полностью, а на новую будут завозить исключительно «местный мусор». И к 15 июня процесс дегазации полигона с помощью факела пойдет полным ходом.

— Дегазация полигонов, подобных «Ядрово», конечно, необходима, — соглашается Денис Лосев, — но на самом деле как таковой факел сжигания сам по себе не слишком в этом деле эффективен. Потому что в бытовом мусоре присутствуют еще и хлорсодержащие продукты, которые являются ядовитыми. И при сжигании тот же хлор в свободном виде полетит в атмосферу, что крайне неблагоприятно для окружающей среды. Полагаю, нужно устанавливать более сложную систему. На примере проблемы очистки выбросов уфимского химического завода от диоксинов, которой я в свое время занимался, могу сказать, что продукты горения необходимо еще и ионизировать, пропускать через раствор гашеной извести.

В принципе, развивает он мысль, при добросовестном подходе к делу с помощью передовых технологий то же «Ядрово» можно обезопасить за один-два года, а на его теле разбить парк. Но, принимая во внимание традиционное российское разгильдяйство и стремление «попилить» средства, подобные заявления из уст российских чиновников, полагает Лосев, выглядят обыкновенными «завтраками». И озвучивается все это для того, чтобы народ поверил — завтра все будет круто, после чего успокоился и перестал бунтовать.

Однако есть опасения, что в случае с Волоколамском эта мантра не сработает.

— Народ озлоблен и доведен просто до крайности, — сообщил корреспонденту «СП»активист Иван Литвинов (данные изменены — авт.). — Жданова и Любимова задержали на 15 суток. Понятно, что это сделали для того, чтобы препятствовать запланированному на 7 апреля выступлению в Москве. Но за «своих» волоколамцы готовы буквально пойти в атаку. Пока мы удерживаем их в рамках законности, но, боюсь, надолго нас не хватит, волнения усиливаются. Масла в огонь подлил еще и начавшийся 3 апреля обыск офиса находящего в Мытищинском спецприемнике Андрея Жданова. Поговаривают, что на очереди — еще один наш предприниматель Рамзан Байрамов. Мол, таким образом нашим бизнесменам, принимающим вместе с нашими городскими депутатами и мэром Петром Лазаревым активное участие в поиске решения проблем с полигоном, посылается недвусмысленный сигнал — либо вы не суетесь в дела «Ядрово», но зато остаетесь со своим бизнесом, либо вы продолжаете проявлять активность в этом направлении, но тогда бизнесу придется «сделать ручкой».

Андрей Захарченко

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх